Главная » Креативность » Майкл ФРИМАН об искусстве цифровой фотографии

Яндекс.Метрика

Майкл ФРИМАН об искусстве цифровой фотографии

Введение к книге «Искусство цифровой фотографии: секреты мастерства».

«Большинство фотографий делаются с точно определённой целью, будь то повествование, летопись неких событий, украшение и т.д. Фотоаппарат представляет собой полезный и удобный механизм, сконструированный для определённых целей, вот почему так много книг по фотографии посвящено тому, как следует снимать те или иные объекты или добиваться в процессе фотосъемки желаемого эффекта. Признаться, и мои взгляды отчасти объясняются тем, что я профессиональный фотограф, тем не менее очевидно, что фотографии и фотографы сосредотачиваются на содержании предмета, на который направлен объектив.

Эта книга построена несколько иначе: это шаг в сторону от привычного пути. Если не стремиться к предельной точности, можно сказать, что её тема — удовольствие, которое доставляет создание фотографий, причём предмет съёмки играет здесь второстепенную роль. Точное слово для этого процесса — «эстетическое наслаждение», но я не люблю употреблять его именно по причине его точности и академичности. Однако я озаглавил книгу «Искусство цифровой фотографии» и должен объяснить, что подразумеваю под искусством и, в частности, чем фотоискусство отличается от простой фотосъёмки.

Рассуждать об искусстве и фотографии сложно из-за распространённого убеждения, будто бы то, что снабжено ярлыком «искусство», должно превосходить всё остальное — мол, «вы всего лишь делаете снимки, а я создаю шедевры». Попробую опровергнуть это заблуждение. Искусство — это результат в меньшей степени, нежели намерение. Сама идея, согласно которой фотографию, обладающую некими достоинствами — композицией, правильным использованием освещения, чем угодно, — называют произведением искусства, в корне неверна. Искусство — не мерило превосходства. Вокруг хватает убогого искусства, чтобы убедиться в этом. В нашем случае искусство начинается с цели фотографа.

Итак, что же это за намерение, которое отличает в фотографии искусство от сугубо утилитарного умения фиксировать события или коммерческого навыка? Историк Эрнст Гомбрих, чья книга «История искусства» остаётся классическим и вполне доступным трудом по этому предмету (преимущественно живописи), начинал объяснение с простых слов: «На самом деле искусства не существует. Есть только его творцы». То есть люди, которые стремятся — неважно, с помощью кисти или фотоаппарата, — создать радующее глаз, притягательное изображение, которые не довольствуются простым воспроизведением, а хотят раздвинуть рамки обыденности.

При этом подразумевается обладание особым взглядом и умение увековечить его. Вновь процитирую  Гомбриха: «Потребность отличаться может и не быть наиболее яркой особенностью творца искусства, может и не преобладать в его творческом багаже, но редко отсутствует полностью». «Отличаться» — значит не угождать и не быть самодовольным, а экспериментировать и генерировать идеи. Следовательно, надо иметь общее представление о фотографиях, которые публикуются или распространяются в Интернете, и пытаться развить свою собственную манеру. По-настоящему новы лишь некоторые стили, идеи, приёмы. Всему искусству служит опорой прошлое, иногда в его развитии прослеживается цикличность.

По крайней мере, фотография не подвержена распространённому и предвзятому мнению, согласно которому хорошее искусство должно быть реальным или по меньшей мере реалистичным. Фотография не может не запечатлевать то, что существует в действительности, поэтому здесь никто и не ждёт похвал за узнаваемые изображения.

При этом зачастую, хоть и не всегда, речь идёт о красоте. Вкусы и представления о том, какие изображения красивы, меняются вместе со временем и модой, но, как правило, критерии остаются в целом понятными. Красота в освещении, композиции, цветовой гамме, умении уловить момент — вот на что, в сущности, нам приятно смотреть. Стремление к такой красоте — совершенно разумная цель для любой формы искусства, пусть даже малоперспективная в эмоциональном или интеллектуальном отношении. В наши дни престижные арт-премии дают не за красоту, но это не обесценивает её как цель. И в то же время не она определяет искусство. Немецкий художник XVI века Альбрехт Дюрер изображал на чудесных рисунках предметы, лишённые «красивости», — так и фотография пользуется свободой выбирать практически любой предмет и придавать ему притягательность. Искусство фотографии должно доставлять личное удовольствие; можно сказать, что его высшая цель — способствовать самовыражению.»

Майкл ФРИМАН, всемирно известный английский фотограф и гуру цифровой фотографии

52